Плавание позволяет детям лучше видеть
Раннее обучение детей плаванию в течение последних лет стало весьма популярным. Однако, для многих здесь до сих пор не все ясно. Умение плавать в раннем возрасте имеет массу преимуществ. Если все делается правильно, малыш приобретает бесценный опыт: свободу движения, приятные ощущения и радость от собственной отваги в сочетании с безопасностью, обеспечиваемой руками мамы или папы.
Если у ребёнка портится зрение, мы списываем это на влияние компьютера. Но только ли мониторы виноваты в том, что у каждого третьего ребёнка в России проблемы со зрением?
Откуда проблемы?
НЕ ДВИГАЮТСЯ. Дети работают с компьютером и будут это делать — таково требование времени. Но нельзя забывать о временных ограничениях: до 5-6-х классов компьютер фактически должен быть запрещён; ученики 7-8-х классов могут сидеть за ним не более 40 минут в день, к 10-му классу — час. Скажите, кто эти нормы соблюдает? Отсюда и проблемы... Бывает и так: родители строго следят за временем пребывания ребёнка у компьютера, но не обращают внимания на длительное просиживание у телевизора, на многочасовые игры с мобильным телефоном или телевизионными приставками, т. е. на всё то, что заставляет сидеть на одном месте, часто в вынужденной позе.
Первопричины снижения зрения у детей разных возрастов — усиливающаяся из года в год склонность к гиподинамии (низкая физическая активность) и ожирению, длительная напряжённая работа глазами на близком расстоянии, зачастую при плохом освещении, а также наличие вегетососудистой дистонии, вызывающей ухудшение циркуляции крови, в том числе в сетчатке и зрительном нерве.
НЕ ТАК СИДЯТ. У многих детей к 10 годам появляется сколиоз (искривление позвоночника), что ухудшает кровоснабжение головы, а значит, и глаз.
НЕ ТО ЕДЯТ. Чем проще пища, тем она здоровее: в ней больше витаминов и микроэлементов. Так как в современном питании очень много жиров, рафинированных углеводов (сладостей), искусственных красителей, нынешние дети имеют больший вес, чем их сверстники 20-30 лет назад. А избыточный вес может провоцировать в числе прочего и снижение зрения, так как приводит к затруднению кровообращения, создаёт более выраженную нагрузку на позвоночник, усугубляет гиподинамию.
Что делать?
НЕ ЗАДИРАТЬ ГОЛОВУ. Экран монитора должен находиться на уровне глаз ребёнка или немного ниже. Часто получается, что ребёнок, садясь за стол родителей, задирает голову вверх. Пережимается шейный отдел позвоночника, появляются головная боль, усталость, затуманивание зрения. Надо поднять сиденье ребёнка на должную высоту.
ПОДБИРАТЬ ШРИФТ. Чем младше ребёнок, тем крупнее должны быть буквы. Не усиливайте яркость экрана. Свет должен падать слева (для левши, наоборот, справа). Если приходится сидеть за уроками долго, каждые полчаса надо делать перерыв на 10-15 минут вне зависимости от того, читает ребёнок книгу или сидит за монитором.
СОБЛЮДАТЬ РАССТОЯНИЕ И РЕЖИМ. При чтении расстояние от глаз до книги должно равняться длине от локтя до кончиков пальцев, до монитора компьютера — 60 см. От телевизора нужно отодвинуться минимум на 2,5-3 метра.
Заведите правило: заранее обговаривайте с ребёнком, сколько времени он может работать за компьютером или смотреть телевизор. Если он начал дёргаться, тереть глаза, постоянно менять позу — значит устал, и компьютер надо выключать.
БОЛЬШЕ ГУЛЯТЬ. Во-первых, на улице ребёнок больше двигается, что очень полезно для улучшения кровоснабжения. Во-вторых, у него больше возможности смотреть вдаль и тренировать мышцы глаз, которые в помещении не получают нагрузки, что в конечном итоге приводит к ухудшению зрения. При любой возможности и особенно после зрительных нагрузок — уроков, компьютера, чтения — просите ребёнка смотреть вдаль и, например, глядя в окно, описать в мелких деталях, как выглядит какой-нибудь объект, находящийся достаточно далеко.
СПОРТ. Плавание, лыжи, упражнения с гантелями — всё, что развивает верхний плечевой пояс, улучшает кровоснабжение, в том числе глаз. Дети, унаследовавшие близорукость, гораздо меньше страдают ею, если занимаются плаванием. Очень полезны курсы массажа спины и воротниковой зоны.
СЛЕДИТЬ ЗА ПИТАНИЕМ И ЗДОРОВЬЕМ. В любое время года на столе должны быть фрукты, овощные салаты. Для поддержания зрения необходимы сливочное масло, печень трески, яйца, орехи, морковь, фасоль, овсянка, гречка, мясо, рыба. Раз в полгода обязательно нужно показываться окулисту. Вовремя выявленные нарушения, как правило, обратимы.
Кстати
Плохой знак. Заподозрить нарушение зрения у ребёнка можно, если он пытается очень близко сесть к экрану телевизора или монитору компьютера, если после непродолжительных зрительных нагрузок начинает капризничать, тереть глаза.
Упражнения для глаз- Видеокурс
Комплекс 1
1. Все упражнение следует повторять не менее 6 раз.
2. Горизонтальные движения глаз слева направо и наоборот.
3. Вертикальные движения вверх–вниз.
4. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
5. Интенсивное зажмуривание и расслабление глаз в быстром темпе.
6. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.
7. Сведение глаз к носу. Для этого медленно поднесите палец к переносице, следя за его кончиком. Глаза легко «соединятся».
8. Частое моргание глазами.
9. Работа глаз «на расстояние». Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь, затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.
Комплекс 2
1. Исходное положение сидя. Упражнения рекомендуется выполнять регулярно, каждые 40–50 минут работы за компьютером.
2. Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох.
3. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки.
4. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.
5. Круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
6. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, медленно поднять руки (вдох) и следить глазами за движением рук, не поднимая головы. Руки опустить (выдох).
Комплекс 3
1. Смотреть вдаль прямо перед собой 2–3 секунды. Затем поставить палец на расстояние 25–30 см от глаз, смотреть на него 3–5 секунд. Опустить руку, снова посмотреть вдаль. Повторить 10–12 раз.
2. Взять карандаш, вытянуть руку перед собой, а затем медленно приближать к кончику носа, следя за движением карандаша. Повторить 10–12 раз.
3. Прикрепить на оконном стекле на уровне глаз круглую метку диаметром 3–5 мм (подойдёт любая наклейка). Переводить взгляд с удаленных предметов за окном на метку и обратно. Повторить 10–12 раз.
4. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисовать глазами «восьмерку». Повторить 5–7 раз.
5. Поставить большой палец руки на расстоянии 20–30 см от глаз, смотреть на кончик пальца 3–5 секунд. Закрыть один глаз на 3–5 секунд, затем открыть снова посмотреть на кончик пальца. Закрыть другой глаз. Повторить 10–12 раз.
6. Смотреть 5–6 секунд на большой палец вытянутой на уровне глаз правой руки. Медленно отвести руку вправо, при этом следить за пальцем, не поворачивая головы. То же выполнить левой рукой. Повторить 5–7 раз в каждом направлении.
7. Не поворачивая головы, медленно перевести взгляд влево вниз, затем – вправо вверх. Затем вправо вниз и влево вверх. Повторить 5–7 раз. Затем выполнить в обратном порядке.
Комплекс 4
1. Глубоко вздохнув, зажмурить глаза как можно сильнее и задержать дыхание. Напрячь мышцы шеи, лица, головы. Через 2–3 секунды быстро выдохнуть, широко раскрыв на выдохе глаза. Повторить 5 раз.
2. Закрыть глаза, помассировать надбровные дуги и нижние части глазниц круговыми движениями – от носа к вискам.
3. Закрыть глаза, расслабить брови. Вращать глазными яблоками слева направо и справа налево. Повторить 10 раз.
4. Поставить большой палец руки на расстоянии 20–30 см от глаз, смотреть на кончик пальца 3–5 секунд. Закрыть один глаз на 3–5 секунд, затем открыть снова посмотреть на кончик пальца. Закрыть другой глаз. Повторить 10–12 раз.
5. Положить кончики пальцев на виски и слегка надавить. Быстро поморгать 5–7 секунд, затем закрыть глаза и отдохнуть 10 секунд. Повторить 3 раза.
Кроме того, плавание развивает чувство равновесия, учит владеть своим телом, а также увеличивает объем легких, улучшая питание мозга кислородом. И, наконец, эти физические упражнения в регулярных небольших дозах укрепляют здоровье ребенка, делают его более выносливым.
Однако при раннем обучении плаванию следует учитывать две серьезные опасности. Первая - интоксикация водой. Это случается, когда человек заглатывает ее так много, что в крови значительно уменьшается количество натрия. Такому риску подвержены именно грудные дети из-за их малого веса и потому, что они глотают все, что попадает к ним в рот. Кстати, подобная интоксикация встречается у малышей, которым родители дают пить слишком много воды и сильно разбавленного материнского молока. Симптомы появляются не сразу: возбуждение, рвота, судороги, конвульсии и даже кома. Подобные случаи весьма редки, однако нужно внимательно следить, чтобы грудничок не слишком глубоко погружался в воду. Вторая опасность (морального плана) связана с тем, что некоторые родители отдают своего малыша для обучения другим лицам. Если вы чувствуете, что не можете сами тренировать своего крошечного ребенка в воде, лучше откажитесь на некоторое время от этой затеи. Никогда не поступайте, как те матери, которые на моих глазах молча наблюдали за извиваниями и криками своего ребенка на руках у преподавателя, репутация которого как блестящего педагога, умеющего научить плавать любого младенца, была поставлена на карту. Эти матери, способные выцарапать глаза любому, кто посмел бы ударить их ребенка, не только спокойно позволяли ему вопить, но более того, несколько раз в неделю подвергали его испытанию, которое больше походило на пытку, чем на удовольствие. Инстинкт этих матерей, преисполненных, тем не менее, самыми благими намерениями, оказывается попросту парализованным так называемой профессиональной аурой. Организация, специально занимающаяся проблемой плавания грудных детей, настоятельно требует, чтобы ребенок до трехлетнего возраста никогда не входил в бассейн без одного из своих родителей. Умение плавать в таком возрасте - не столь уж жизненная необходимость для вашего ребенка. Однако при правильном подходе эти занятия могут принести ему большую радость.
Вода всегда привлекала людей и тем более младенцев, которые совсем недавно покинули внутриутробную жидкость. Вспомните многочисленные фотографии новорожденных, со счастливой улыбкой лежащих в воде. Это и есть источник вдохновения для родителей. Точно так же, как в случае с чтением: ребенка, еще не достигшего трех лет, надо приучать к письменному языку, а вовсе не обучать чтению. То же самое и с плаванием: здесь речь идет о том, чтобы помочь малышу получить радость от соприкосновения с водой, а не об обучении плаванию. Эта методика вовсе не предназначена для воспитания олимпийских чемпионов, и ваш ребенок совсем необязательно будет лучше плавать, чем тот, кто обучится этому в привычном возрасте. Но он приобретет положительный комплексный опыт, который освободит его от свойственной многим детям боязни воды и поможет развитию открытой и предприимчивой личности.
Есть одно очень важное условие, которое следует выполнять неукоснительно: НИКАКИХ СОРЕВНОВАНИЙ! Даже между вашими детьми. Если малышу нравится находиться в бассейне не более 5-10 минут, этого вполне достаточно. Как и другим людям, мне всегда хочется видеть определенные результаты своей деятельности. Конечно, обидно: столько хлопот (поездка, раздевание и одевание, бассейн, кормление, обратная дорога) ради 5-10 минут эффективных занятий.
Плавание. Чем оно хорошо для детей?
Плавание. Чем оно хорошо для детей?
В начале хочется сказать о том, для чего все-таки стоит с самого раннего возраста приобщать ребенка к плаванию.
Вода раздражает многочисленные рецепторы нервных окончаний, расположенных на коже, что способствует развитию двигательных качеств и совершенствованию психических реакций. В воде ребенок активен, что способствует укреплению его мышц и костей. Полные дети, получая нагрузку, худеют, а маловесные наращивают вес.
Во время плавания более интенсивно происходит кровообращение в мышцах и внутренних органах. Это улучшает состояние сосудистой системы.
При движении в воде улучшается вентиляция легких, укрепляются мышцы грудной клетки, принимающие участие в дыхательных движениях, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.
Плавательный режим оказывает благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы.
Опорно-двигательный аппарат ребенка находится в стадии формирования. Поэтому позвоночник у ребенка мягкий, эластичный, естественные кривизны его еще не закреплены и в лежачем положении выпрямляются. Ввиду такой податливости он легко подвергается ненормальным изгибам, которые могут потом закрепиться, образовать деформацию. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник. В связи с этим плавание является эффективным средством укрепления скелета, активно используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство. В лечебной гимнастике плавание находит все более широкое применение в качестве средства для профилактики лечения различных нарушений в осанке детей, например сколиозов, кифозов (изменение нормальной формы позвоночника), а также тугоподвижности суставов и различных последствий детского паралича, полиомиелита.
После занятий плаванием у ребенка повышается аппетит, улучшается перистальтика кишечника.
Дети, систематически занимающиеся в воде, реже болеют простудными заболеваниями, поскольку плавание обладает хорошим закаливающим эффектом.
Занятия в воде расширяют доступное ребенку пространство, водная среда становится для него «своей». Мир, окружающий ребенка, становится для него богаче. До трех месяцев у детей сохраняются врожденные рефлексы автоматической ходьбы, ползания. Примерно до 1 месяца сохраняется рефлекторная задержка дыхания при попадании воды на лицо. Затем эти врожденные навыки исчезают. Занимаясь с детьми с самого раннего возраста, мы используем и закрепляем именно эти врожденные умения.
Когда начать?
Грудной ребенок не знает, что такое страх, он не боится воды. Оптимальным является начало в месячном возрасте, когда уже не так выражен тонус мышц - сгибателей, и дети уже достаточно легко усваивают команды «плыви», «стой», «иди».
Не разрешают заниматься плаванием детям с серьезной патологией: мокнущими диатезами, детским параличом, серьезными сердечными заболеваниями, эпилепсией. Заниматься с ребенком нужно, когда у него хорошее настроение, он сыт, не хочет спать, ему ничто не мешает.
РАННЕЕ ПЛАВАНИЕ
Приятно видеть радость малыша и гордость мамы за него, когда у них все получается.
Плавание маленьких детей, или грудничковое плавание - это своеобразный вид спорта. Оно способствует укреплению здоровья малыша, помогает организму ребенка правильно развиваться.
Тренируются мышцы, укрепляется позвоночник, восстанавливается правильная работа нервной системы, увеличивается выносливость и общий тонус организма, улучшается аппетит. Плавание малышей происходит рефлекторно - когда ребенок попадает в воду, он начинает совершать движения руками и ногами, причем у каждого малыша своя «техника». Кто-то работает ножками поочередно в стиле «кроль», кто-то плывет «брассом», одновременно отталкиваясь двумя ножками. Ручки тоже работают по-разному. Но самостоятельно удержаться на воде ребенок не может - голова слишком тяжелая, опорно-двигательный аппарат (мышцы, кости и связки) еще слишком слабы, еще нет осознанных координированных действий ручек и ножек, позволяющих удержаться на поверхности воды. Но под водой малыш может спокойно плавать. Под словами «ребенок плывет» мы подразумеваем самостоятельное преодоление нескольких метров на одной задержке дыхания от «пристани» к «пристани», например, от мамы к папе, или от бортика к маме, вариантов может быть множество. Но даже такие достижения юного спортсмена вызывают восторг у видавшего виды взрослого. Эти малыши смело прыгают в бассейн с бортика, ныряют на самое дно, отчаянно работают руками и ногами, догоняя любимую игрушку. Плавание вызывает у малышей множество положительных эмоций, кроме того, оно действительно полезно для их здоровья. Недаром многие популярные авторы книг для родителей, такие как Глен Доман, и Сесиль Лупан, пишут, что дети, плавающие с первых месяцев жизни, намного быстрее развиваются физически и умственно.
Сразу после выписки из роддома рекомендуются ежедневные купания в маленькой ванночке со слабым раствором марганцовки. В этот момент важно не напугать ребенка, старайтесь не делать слишком горячую воду (выше 37-38 градусов), не делайте резких движений, не затягивайте время купания - у ребенка идет процесс адаптации, он еще очень мал и быстро утомляется.
Начинать «полуспортивные» занятия с малышом можно после того, как заживет пупочная ранка. Чаще всего это происходит в возрасте 3-х недель. Ребенок начинает плавать в большой ванне, родители и ребенок приспосабливаются друг к другу, отрабатываются основные поддержки в воде. Через несколько дней после перехода в большую ванну, можно потихоньку начинать задержки дыхания, поливая на личико ребенка или легонько дуть ему в носик. На «большую воду» можно переходить после 1,5 месяцев, когда ребеночек уже научился плавать в домашней ванне. Конечно, возраст для начала занятий в бассейне зависит от гигиенического состояния бассейна - важен температурный режим в воде и температура окружающего воздуха, количественное содержание хлора в воде, важно и то, какой контингент людей посещает его. Любая думающая мама не поведет своего ребенка в бассейн, в котором не требуют медицинские справки и не следят за тщательным мытьем перед заходом в воду. Как говорят «чистота - залог здоровья».
Главная задача занятий в бассейне - «подружить» ребенка с водой, сделать так, чтобы малыш не боялся ее.
Поэтому очень важно, что ребенок находится в бассейне вместе с мамой - с самым близким и родным человеком.
Детишки все разные. Некоторые начинают активно плавать и нырять с первого занятия, другие заходят в воду с опаской, крепко вцепляясь в маму. В зависимости от этого и строится тактика занятий с каждым ребенком. Мы заметили, что детишки лучше занимаются в коллективе, смотря друг на друга, подражая лучшим. Когда один малыш смело шагает с бортика в воду, весело смеясь при этом, всем остальным тоже хочется попробовать сделать это. Приятно видеть радость малыша и гордость мамы за него, когда у них все получается.
Грудничковое плавание- это оздоровление детей с помощью воды.
Грудничковое плавание- это оздоровление детей с помощью воды.
Вода оказывает на ребенка закаливающее воздействие, делая его невосприимчивым к простудным заболеваниям. Массирующее действие воды усиливает периферическое кровообращение, увеличивает глубину и полноту дыхания, укрепляет нервную систему, снимает повышенный тонус мышц, стимулирует работу кишечника, помогает избавиться от колик и запоров, улучшает сон и аппетит. Систематические занятия в воде вызывают у детей положительные эмоции, способствуют укреплению сердечнососудистой и дыхательной систем, а также опорно-двигательного аппарата. Способствуют нормальному развитию, стимулируют обменные процессы. Укрепляется также нервная система. Крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма. Совершенствуются движения, увеличивается выносливость. Нахождение в прохладной воде закаливает ребенка и является отличной профилактикой различных простудных заболеваний.
До рождения ребёнок находится в околоплодной жидкости, т.е. фактически в водной среде - и уж конечно, в это время ему неизвестно, что такое бояться воды. Плавание для малыша, находящегося в утробе матери, - естественный процесс, привычное и комфортное состояние. Малыш появился на свет и, конечно, родители хотят, чтобы он рос здоровым, сильным и жизнерадостным. Организм ребенка с рождения обладает колоссальными возможностями, и задача взрослых – помочь ему их развить и подготовить к взрослой жизни. Детям необходимо комплексное раннее развитие, включающее в себя общий режим дня, правильное питание, прогулки на свежем воздухе, ежедневные упражнения и массаж, закаливающие процедуры и, конечно, занятия в ванной с первых дней жизни.
В России более 30 лет известен замечательный опыт раннего обучения детей плаванию. Исследования ученых установили, что дети, с рождения плававшие – сначала в ванне, потом в бассейне, намного раньше своих сверстников начинают ходить (на 2-3 месяца раньше средних норм), овладевают речью и осваивают сложные двигательные навыки, в дальнейшем быстрее учатся читать и писать, испытывают гораздо меньше проблем в общении со сверстниками. Следовательно, важно начать учить ребёнка плавать как можно скорее после рождения — он будет чувствовать себя в воде комфортно и естественно.
Грудничковое плавание помогает ребенку мягче адаптироваться от материнского лона к новым условиям существования. Новорожденные дети к удивлению родителей довольно хорошо могут держаться на воде и даже умеют нырять. Такие способности основаны на безусловных врожденных рефлексах. Начинать грудничковое плавание следует после разрешения педиатра, а также необходимо посетить невролога. Вода помогает двигаться, успокаивает и вызывает массу положительных эмоций у новорожденного, развивает умственную деятельность.
Главное значение раннего плавания заключается не только в ускоренном развитии моторных функций ребенка, но и в том, что с помощью регулярных занятий плаванием в домашних ваннах происходит закаливание малыша по отношению к отрицательным воздействиям внешней среды, резко поднимающее невосприимчивость его организма к специфическим для грудного возраста детским болезням.
Во время плавания нагрузка на позвоночник и суставы снижена, а вот мышцы задействованы практически все. Поэтому плавание способствует формированию правильной осанки, профилактике сколиоза и плоскостопия.
Основные показания к грудничковому плаванию:
нормальное физическое развитие;
рахит;
гипотонус (сниженный тонус мышц);
гипертонус (повышенный тонус мышц);
асимметрия мышечного тонуса;
привычный поворот головы;
кривошея;
дисплазия тазобедренных суставов и пр.
Основные противопоказания к грудничковому плаванию.
простуда;
повышение температуры тела;
острые заболевания;
аллергические реакции;
кожные заболевания, судорожный синдром;
расстройство кишечника;
пороки развития сердечно-сосудистой системы, легких, почек;
ныряние вредно для детей с повышенным внутричерепным давлением.
Занятия во взрослой ванне можно начинать с момента заживления так называемой «пупочной ранки», примерно на 10-15 день жизни. Приучая малыша с первых дней к «большой» воде, мы помогаем ему быстрее и без лишних проблем адаптироваться к занятиям. Чем меньше малыш, тем быстрее и проще научить его плавать и нырять. Как известно, у всех новорожденных существует врожденный рефлекс задержки дыхания. Он сохраняется в среднем до 3х-4х-месячного возраста, и если его не развивать, то со временем он угасает. Поэтому очень важно начинать занятия как можно раньше.
На практике многие родители боятся, что малыш слишком мал и беззащитен и отодвигают начало занятий на более поздний срок. Конечно, приобщать малыша к воде можно в любом возрасте, однако чем старше становится ваш ребенок, тем сложнее начинать занятия и научить его плавать.
Лучше всего начинать занятия под руководством опытного инструктора, который приедет к вам домой и в привычной для малыша обстановке поможет родителям освоить необходимые приемы и поддержки. Обычно достаточно 3-5 занятий для того, чтобы мама и папа полностью обрели необходимые навыки. Поначалу многие испытывают страх и неуверенность, но это быстро проходит. Любящие мама и папа – это лучшие тренеры для своих детей.
Итак, вы решили начать заниматься. Прежде всего, необходимо подготовить ванну. Она должна быть хорошо вымыта с детским мылом или пищевой содой. Для первых занятий в двухнедельном возрасте наполняем ванну водой с температурой 36-37 градусов. В дальнейшем температура постепенно снижается – в среднем на 1 градус в неделю – и к 2-3 месяцам составляет 30-32 градуса. Это оптимальный режим, при котором ребенок не замерзает и активно двигается в воде. Продолжительность первых тренировок – 10-15 минут, со временем тренировки становятся дольше и длятся 30-40 минут.
Оптимально заниматься с ребенком тогда, когда у него хорошее настроение, он сыт (ориентировочно через 30-40 минут после кормления), не хочет спать, ему ничего не мешает. Лучше всего плавать перед последним кормлением, как правило, после плавания дети хорошо кушают, быстро засыпают, и многие из них спят до самого утра. Однако для особо возбудимых малышей можно перенести процедуры на более раннее время. Главное правило для подобных занятий – регулярность.
Перед водными процедурами ребенку делают легкий массаж и небольшой комплекс гимнастических упражнений, направленный на разогревание мышц малыша и подготовку его дыхательной системы к плаванию.
Во время сеанса плавания вы должны быть спокойны, а ваши руки должны уверенно и надежно поддерживать ребенка. Ребенок чувствует настроение родителей. Важно не вызвать у него чувство страха или сильного беспокойства, переутомления или недоверия к воде. Родители должны быть на позитивном эмоциональном подъеме. Занятия домашним плаванием желательно превратить в увлекательную игру, которая будет доставлять удовольствие всем участникам процесса. Нужно набраться терпения и не торопиться. Постепенно необходимо наращивать нагрузки и добавлять новые упражнения. Нужно помнить, что главная цель - не достижение результата, а удовольствие и здоровье Вашего малыша. В общем, занятия детским плаванием - дело вполне постижимое, и ему могут научиться все родители.
Малыш быстро растет, и, не успев оглянуться, вы заметите, как ему станет мала ваша ванна, которая недавно казалась большим океаном. В зависимости от размеров крохи активно плавать в ванне можно до 3-5 месяцев, затем лучше перейти в бассейн. Если у родителей есть такая возможность, бассейн лучше посещать не менее трех раз в неделю. В «большой воде» занятия проводятся в группах, где малыши общаются друг с другом. В игровой форме, подражая товарищам, юные пловцы быстро осваивают новые упражнения, а размеры бассейна позволяют развивать навыки длительного самостоятельного пребывания в воде. Еще одним важным преимуществом подобных занятий является постоянный контакт с родителями. Занятия проводятся совместно с мамой или папой, что доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса.
Специалисты нашего центра проводят обучение грудничковому плаванию на дому. Инструктор поможет вам:
правильно подготовить ванну к водным процедурам;
провести массаж и подготовительную гимнастику перед плаванием;
справиться с неуверенностью во время купания ребенка, преодолеть страх при взаимодействии с малышом в воде;
приучить ребенка к попаданию воды на лицо;
освоить азы грудничкового плавания;
подготовить малыша к правильному нырянию.
Мы научим вашего малыша уверенно держаться на воде и получать истинное удовольствие от пребывания в ней. Плавание для малышей — это огромная польза и радость, как для самих детей, так и для родителей, которые видят счастье на лицах своих детей. Пройдёт совсем немного времени, и вы сами убедитесь в том, насколько развивает вашего малыша детское плавание.
Грудничковое плавание - это радость и здоровье!
"Раннее развитие детей" - Плавание
"Раннее развитие детей" - Плавание
плавание не только вид спорта, но и один из самых популярных методов раннего развития ребенка. Ведь после девяти месяцев «плавания» в утробе матери, у младенцев сохраняются плавательные рефлексы, в том числе знаменитый «рефлекс ныряльщика» – благодаря ему новорожденные дети задерживают дыхание при соприкосновении с водой. Но эти рефлексы, как и все остальные, угасают по мере взросления ребенка. Чтобы рефлексы превратились в устойчивые навыки, малышу необходимы регулярные занятия, причем с самого раннего возраста. Тогда велик шанс того, что вы вырастите здорового и умного ребенка. Как организовать занятия плаванием, мы и расскажем далее.
Что это такое?
Пояснять, что такое плавание, вряд ли есть необходимость. Но все же приведем определение из научных медицинских книжек: «Плавание – это физическое действие, основу которого составляют удержание и перемещение человека в воде в необходимом направлении».
Есть одна особенность в плавании как в способе раннего развития детей. Задача научить ребенка плавать самостоятельно здесь не является первостепенной; авторы некоторых методик грудничкового плавания вообще отказываются от этой идеи, и ребенок находится в воде только при поддержке родителя. Плавание младенцев или с младенцами – это, прежде всего, способ укрепления их здоровья, закаливания и стимулирования развития.
Как это появилось?
В начале 1960-х годов в одном из московских роддомов появилась на свет крошечная недоношенная девочка. Когда ее положили на весы, то стрелка остановилась на отметке 1600 граммов... В то время не существовало специальной техники для выхаживания таких ослабленных младенцев: кювезы, инкубаторы с регулируемым микроклиматом и подачей кислорода, были изобретены значительно позже. Врачи рекомендовали родителям готовиться к худшему.
Однако отец девочки не хотел сдаваться. Он решил самостоятельно спасти свою дочь – и главной помощницей в этом деле стала для него... вода. Так Игорь Борисович Чарковский (а именно он был отцом девочки), инструктор-спасатель на водах, впервые в России занялся плаванием с грудным ребенком.
Чарковский самостоятельно сконструировал для двухнедельной дочки Веты кювез-аквариум. Вета проводила в нем очень много времени. На любительской кинопленке, снятой Чарковским, запечатлены чудеса: крохотный человечек плавает, как дельфин, ловит в воде живых рыбок и лягушек, ныряет за лежащими на дне игрушками. В три месяца Вета в своем развитии обогнала сверстников. Она раньше положенного срока начала сидеть и стоять. В семь месяцев Вета плавала вместе с папой в бассейне «Москва», перебирая руками по лесенке, она спускалась на четырехметровую глубину за бутылочкой кефира. Она хорошо видела в воде даже ночью.
С помощью воды Чарковский вынянчил не только свою дочь. В 1960-х годах он работал в родильных домах, затем в московском Доме ребенка, выхаживая ослабленных и недоношенных младенцев в ванных собственной конструкции. Однако официальная медицина не спешила поддержать самоотверженного родителя, считая подобные занятия плаванием слишком рискованными. Лишь после того как появилась информация о создании за рубежом научно-исследовательских институтов детского плавания, Чарковскому дали «зеленый свет». В 1978 году председатель Всесоюзной федерации плавания З. П. Фирсов создал свой курс «Плавать раньше, чем ходить» и опубликовал одноименную книжку. Ее одобрили в Министерстве здравоохранения СССР, и при всех детских поликлиниках нашей страны началось обучение плаванию.
За рубежом пионерами детского плавания стали профессиональные тренеры-пловцы супруги Тиммерманс из Австралии. В 1966 году у них родилась дочь Андреа, которую они ради эксперимента начали обучать плаванию на шестнадцатый день после рождения. Постепенно увеличивая нагрузки и время пребывания в воде, Тиммермансы добились того, что через две недели Андреа плавала по-собачьи и находилась в воде по 30-40 минут в день. В плавательную школу, где преподавали супруги, началось настоящее паломничество: как выяснилось, очень многие родители мечтали, чтобы их дети начали плавать раньше, чем ходить. Австралийский опыт получил распространение в США, Японии, Германии, Франции, Бельгии и других странах. Почему? Чем же привлекательно плавание грудничков?
Зачем это нужно?
Опыт педиатров показывает, что раннее обучение плаванию способствует гармоничному развитию ребенка и положительно влияет на развитие всех систем организма: улучшает дыхание, кровообращение, укрепляет опорно-двигательный аппарат, благотворно сказывается на деятельности центральной нервной системы.
Плавание - прекрасное средство профилактики заболеваний, укрепления здоровья и закаливания. Плавание усиливает обмен веществ, улучшает общее состояние и настроение ребенка, стимулирует повышение гемоглобина в крови, усиливает защитные функции, увеличивает сопротивляемость болезням. У плавающих детей реже бывают аллергия и расстройства пищеварения. И это неудивительно, ведь их иммунная система работает очень хорошо. А значит, и болеют эти дети реже.
Ученые также установили, что дети, плававшие с рождения, раньше многих сверстников начинают ходить, хорошо овладевают речью и осваивают сложные двигательные навыки, в дальнейшем быстрее учатся читать и писать. Крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма.
Удивительные результаты были достигнуты пионером грудничкового плавания И. Б. Чарковским. Зафиксирован случай с полуторагодовалым мальчиком Васей, проплывшим 33 км за 15 часов. Девочка аналогичного возраста исполняла в воде различные элементы индийских танцев. А двухлетний сын одного из государственных чиновников Индии после занятий плаванием и йогой с Чарковским заговорил на чистом русском языке.
Что развивается с помощью плавания?
Дыхательная система. Давление воды на область грудной клетки способствует увеличению глубины выдоха, за которым обычно следует и глубокий вдох. А глубокое дыхание - мощное профилактическое средство, предупреждающее заболевания верхних дыхательных путей. Глубокие вдохи и выдохи во время плавания как бы «проветривают» легкие, благодаря чему изгоняются бактерии и устраняются благоприятные условия для их активизации. Кроме того, вынырнув и отфыркиваясь от воды, ребенок очищает носоглотку, что позволяет эффективно бороться с насморком и некоторыми легочными заболеваниями.
Система кровообращения. Горизонтальное положение во время плавания - это своеобразное состояние невесомости, которое активизирует кровоток, развивая и укрепляя сердечно-сосудистую систему. Давление воды, действуя на многочисленные кровеносные сосуды кожного покрова, облегчает кровообращение и деятельность сердца.
Опорно-двигательный аппарат. В воде снимаются статические нагрузки на скелетную мускулатуру и стимулируются ее динамические компоненты. А это не только полезно для развития организма, но и служит одной из форм предупреждения отрицательных последствий акселерации. Тело преодолевает значительное сопротивление воды, тем самым укрепляя опорно-двигательный аппарат.
Выделительная система. Во время плавания происходит массаж кожи и мышц, очищаются потовые железы, что способствует активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.
Центральная нервная система. При нырянии и сопутствующей задержке дыхания стимулируется кровообращение мозга, а следовательно, идет его стремительное развитие.
Как этим заниматься?
Когда начинать?
Лучше всего начинать обучению плаванию с двух-трехнедельного возраста, но не позднее трех месяцев, потому что врожденные плавательные рефлексы, которые есть у каждого ребенка, угасают на четвертом месяце жизни. Если срок упущен, то научить ребенка плаванию почти невозможно до трех-четырехлетнего возраста, когда он будет в состоянии сознательно выполнять команды инструктора.
Где и с кем плавать?
По этому вопросу мнения специалистов кардинально различаются. Одни утверждают, что маленьким детям можно плавать только в специализированных детских бассейнах при поликлиниках, под пристальным наблюдением инструкторов и врачей, которые в случае необходимости смогут мгновенно прийти на помощь. Другие считают, что большой бассейн, чужие люди и незнакомое помещение - слишком сильный стресс для малышей, а потому плавать надо только в домашней ванне.
Как показывает опыт, для многих семей оптимальной стала следующая схема: до семи -девяти месяцев ребенок плавает в ванне под присмотром родителей, а затем начинает посещать бассейн - он растет и в ванне плавать уже не может.
Очень полезно на первое занятие дома пригласить из поликлиники инструктора (или же самим посетить поликлинику): он покажет необходимые упражнения. По книжкам, конечно, тоже можно научить ребенка плавать, но непосредственного наблюдения ничто не заменит. Затем инструктор может посещать ваши домашние занятия один раз в два-три месяца, корректируя ход занятий и наблюдая за успехами малыша.
Летом за городом маленькие дети вполне мо гут плавать в природных водоемах вместе со взрослыми. Единственное условие - чистота воды, отсутствие промышленных и канализационных стоков.
Как подготовиться к плаванию?
Для начала необходимо подготовить ванну (сразу отметим, что плавать можно только в большой ванне; детская ванночка для этого совершенно непригодна). Ванну нужно тщательно вымыть, причем не с помощью хозяйственного мыла или привычных чистящих средств. Лучше всего использовать обычную пищевую соду или специальные гели для мытья детских принадлежностей, которые продаются в магазинах для детей.
Температура воды, в которой будет плавать ребенок, во многом зависит от предпочтений самого малыша. Рекомендуется начинать с 35-36 °С, постепенно снижая температуру на полградуса. Нижнюю границу температуры установит сам ребенок: есть дети, которые спокойно плавают в воде 25-26 °С. В принципе, чем холоднее вода, тем полезнее она для здоровья ребенка: холодная вода не только оказывает закаливающий эффект, но и стимулирует активные движения маленького пловца.
Некоторые «книжные» авторы рекомендуют для первых занятий наливать ванну не целиком, а лишь на 30-40 см. Но инструкторы и практикующие плавание родители к этим рекомендациям не прислушиваются: низкий уровень воды существенно увеличивает физическую нагрузку на позвоночник родителя, который держит ребенка. Кроме того, если ванна налита не полностью, ребенок гораздо чаще оказывается вне воды и быстрее замерзает.
Важно, чтобы во время плавания дверь в ванную комнату была открыта: так поддерживается общий для всего помещения уровень влажности, и ребенку намного легче дышать.
Время для плавания каждая семья выбирает самостоятельно. Многие специалисты рекомендуют плавать перед вечерним кормлением, а после кормления сразу укладывать ребенка спать. Но если ребенок находится полностью на естественном вскармливании по требованию, то следовать этим рекомендациям и высчитывать время оказывается почти невозможно. Дети хорошо и с удовольствием плавают и утром, и днем, и вечером. Главный критерий выбора времени - удобство остальных членов семьи.
Перед началом занятия очень полезно провести с малышом небольшой сеанс гимнастики или массажа - как бы «размяться» перед погружением в воду.
После плавания необходимо тщательно вытереть тело ребенка, ваткой промокнуть уши (не надо бояться попадания воды в уши во время плавания - если вы затем хорошо просушите их с помощью ватного тампона, ничего страшного не случится) и одеть малыша.
Игрушки, плавающие в воде, могут мешать ребенку плавать, а могут, наоборот, стимулировать его движение. Понаблюдайте за маленьким пловцом: если он тянется к игрушкам, хватает их, значит, оставьте их в ванне. Если он равнодушен к игрушкам и куда больше увлечен своими новыми ощущениями, уберите из ванны все лишнее.
Как плавать?
Главное условие успешного плавания - интерес ребенка к этому процессу. Если он капризничает, плачет, прервите занятие и повторите его через один-два дня.
Занятие не должно превышать 30 минут (хотя иногда можно встретить требования плавать по 60-70 минут - но так долго выдержит в воде не каждый взрослый). Начинать можно с 10-15 минут, каждый день увеличивая продолжительность на 3-5 минут. Но как только вы почувствовали усталость ребенка, прекращайте занятие - лучше наверстать пропущенные упражнения в следующий раз, чем привить ребенку отвращение к воде и самому плаванию.
Во время занятия разговаривайте с ребенком, объясняйте, что вы делаете, придумывайте смешные ритмичные стишки-прибаутки по поводу различных упражнений (например, «Плывем-гребем, плывем-гребем, так до Африки дойдем!»).
Упражнение 1. Плавание на спинке
Опустите малыша в ванну, положите на спинку и поддерживайте его так, чтобы ушки находились под водой. Можно поддерживать одной рукой (под шею), можно двумя (под шею и ягодицы).
Проведите малыша несколько раз от одного конца ванны до другого.
Упражнение 2. Плавание на спинке с толчком от бортика
Повторяйте все действия, указанные в упражнении 1, но ножки малыша приставьте к бортику ванны. Постепенно он начнет отталкиваться от бортика - вы должны «подхватить» толчок и провести ребенка до другого конца ванны. Там надо развернуть его, приставить ножки к другому бортику и снова дождаться толчка.
Упражнение 3. Плавание на животе
Опустите малыша в ванну и положите его подбородок на запястье своей руки, пальцами ухватив ребенка за плечо. Проведите его несколько раз от одного конца ванны до другого.
Упражнение 4. Плавание на животе с толчком от бортика
Повторяйте все действия, указанные в упражнении 3, но ножки малыша приставьте к бортику ванны и согните его коленки. Поза ребенка должна напоминать лягушачью. Когда он оттолкнется от бортика, «подхватите» толчок и проведите ребенка до другого конца ванны. Разверните его, приставьте ножки к другому бортику и снова дождитесь толчка.
Упражнение 5. Хождение по дну
Это упражнение очень полезно, пока ребенок еще не умеет ходить. Опустите его в ванну в вертикальном положении, так чтобы ножки его касались дна. Поддерживая малыша под мышки, поднимайте и опускайте его в воду - он как бы подпрыгивает с вашей помощью, отталкиваясь от дна. Можно «провести» ребенка по дну, чтобы он переступал ногами как при ходьбе.
Упражнение 6. «Часики»
Опустите ребенка в ванну в вертикальном положении лицом к себе и боком к концам ванны. Поддерживая его под мышки, раскачивайте его из стороны в стороны.
Упражнение 7. Разрабатываем руки
Опустите малыша в ванну и положите его подбородок на запястье своей руки, пальцами ухватив ребенка за плечо (как в упражнениях 2, 3). Второй рукой возьмите одну руку ребенка и совершайте ею гребковые движения, вынося руку вперед над головой и опуская ее в воду. Затем повторите то же самое с другой рукой.
Упражнение 8. Разрабатываем ноги
Опустите малыша в ванну и положите его подбородок на запястье своей руки, пальцами ухватив ребенка за плечо (как в упражнениях 2, 3, 7). Второй рукой возьмите одну ножку малыша и сгибайте-разгибайте ее в колене. Старайтесь, чтобы при этом бедро ребенка (от ягодиц до колена) сохраняло горизонтальное положение. Затем повторите те же движения с другой ногой.
Упражнение 9. «Восьмерки»
Положите малыша на спину, поддерживая одной или двумя руками. Проведите от одного конца ванны к другому, описывая «восьмерки». Разверните ребенка и повторите несколько раз.
Упражнение 10. Ныряние
Обучение нырянию должно быть постепенным. Сначала в течение недели вы каждый день делаете следующее: немного приподнимая малыша над водой лицом вниз, поддерживая его одной рукой, называете его по именем и даете команду нырять (например: «Машенька, ныряем!») и сразу же поливаете его головку небольшим количеством воды из ладони так, чтобы вода стекла на глазки. Затем своей рукой вытираете остатки воды с лица малыша. Как только вы увидите, что ребенок, услышав команду, закрывает глазки и задерживает дыхание, можно переходить к следующем этапу. Вы повторяете все вышеперечисленные действия и, после того как польете голову водой из ладони, опускаете его лицо в воду и проводите ребенка под водой. Постепенно увеличивайте время нахождения под водой до 3-5 секунд, проводите ребенка под водой как «торпеду». Не злоупотребляйте нырянием: во время одного занятия ребенок первого года жизни может нырять не более трех-четырех раз.
Что для этого надо?
Для того чтобы начинать занятия плаванием в домашних условиях, необходимо только одно - готовность родителей и их уверенность в себе. Ребенок легко чувствует все нюансы родительского поведения и настроения; поэтому, если родитель, который погружает ребенка в ванну, только и думает, что тот сейчас захлебнется и утонет, никакого плавания не получится. Для обретения уверенности можно потренироваться с куклой, попросить родственников присутствовать при занятиях, но лучше всего первое занятие провести вместе с инструктором.
Если вы собираетесь посещать бассейн в поликлинике, то необходимо получить несколько справок. Обычно и от родителя, и от ребенка требуются результаты анализа на глистов (так называемый «соскоб на энтеробиоз»), справки от терапевта, а родитель еще должен посетить кожно-венерологический диспансер.
Где узнать об этом подробнее?
Занятия с родителями, которые желают заниматься плаванием с маленькими детьми, проводятся в некоторых детских поликлиниках, центрах подготовки беременных и центрах раннего развития.
Кроме того, методики детского плавания многократно описывались в книгах. Классическая советская монография была издана еще в 1978 году (Фирсов З.П. Плавать раньше, чем ходить. М.: Физкультура и спорт, 1978). Она ориентирована на раннее обучение ребенка именно самостоятельному плаванию (автор руководил Федерацией спортивного плавания), и многим современным родителям кажется чересчур радикальной и «недружественной» по отношению к ребенку.
В часто переиздаваемых книгах екатеринбургского доктора-педиатра Е. О. Комаровского («Начало жизни вашего ребенка», «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников») представлен противоположный подход. Комаровский пропагандирует не раннее обучение самостоятельному плаванию, а закаливающее и общеразвивающее плавание в домашних условиях, приводит упражнения для плавания в большой ванне, рисунки шапочек для поддержки головы и дает другие полезные советы.
В книге «Сохранить здоровье ребенка. Как?» (СПб.: Прайм-Еврознак, 2006) описаны интересные упражнения для занятий с ребенком в бассейне.
В различных изданиях можно найти также упражнения по методу Клэр Тиммерманс и Сесиль Лупан.
Можете ознакомиться с книжкой Обyчение плаванию в домашних условиях. Сеpгей Смиpнов