История Аюрведы
Слово «Аюрведа» в буквальном переводе означает «наука жизни». Это исконная индийская система врачевания, корни которой уходят в глубокую древность. Ее основателями были те же великие провидцы и мудрецы, которые создали самобытные системы йоги и медитации. Аюрведа возникла как часть ведического знания — всеобъемлющей духовной науки, созданной для того, чтобы дать людям всестороннее представление о Вселенной, живущей в соответствии с единым законом. Ведическое знание включает в себя йогу, медитацию и астрологию; Аюрведа является ее ответвлением, в центре внимания которого находится физическое тело. Опираясь на ведическое знание во всей его глубине и широте, она разрабатывает и применяет принципы траволечения, диетологии, хирургии и физиотерапии с учетом психического и духовного аспектов.
Аюрведа — это благословенный дар целительства, полученный нами от просветленной ведической культуры. Астрономические данные, содержащиеся в ведических текстах, свидетельствуют о том, что ведическая система, в которую Аюрведа входит как составная часть, утвердилась в Индии еще до 4000 года до н. э., когда Солнце в момент весеннего равноденствия находилось в созвездии Ориона или Близнецов. Не так давно археологи обнаружили на морском дне у побережья индийского штата Гуджарат древний город Двараку, в котором жил Кришна и который, как гласит его жизнеописание, ушел под воду. Время жизни Кришны относится к последнему периоду ведической эпохи, а научные исследования позволяют датировать археологические находки в Двараке приблизительно 1500 годом до н. э. Таким образом, уже несколько тысяч лет назад Аюрведа считалась в Индии древней системой и занимала господствующее положение.
За свою длительную историю Аюрведа прошла несколько этапов развития. Вместе с ведической культурой она распространилась на восток до самой Индонезии, а на запад — до Греции, где под ее влиянием развилась подобная ей медицинская система. Позже Аюрведу широко использовали буддисты, которые внесли в нее много дополнений. Вместе с этой религией она проникла в другие страны, составив основу традиций врачевания в Тибете, Шри-Ланке, Бирме и оказав влияние на китайскую медицину. Многие из великих буддийских мудрецов (в частности, Нагарджуна — вторая по значению фигура после Будды в традиции Махаяны) были одновременно врачевателями, следовавшими в своей практике принципам Аюрведы, и авторами комментариев к классическим аюрведическим текстам. Таким образом, Аюрведа — это традиция, которую можно плодотворно использовать в условиях самых разных культур, эпох и климатических зон.
Сегодня Аюрведа, находящаяся на очередной стадии своего развития, адаптируется к условиям современного западного мира. Вкладом в этот процесс является и данная книга, в которой автор стремится показать применение фундаментальных и универсальных принципов Аюрведы к нашей жизни.
В процессе создания глобальной медицины, которой предстоит объединить лучшие достижения медицинских традиций всех стран, Аюрведе принадлежит важная роль. Сейчас формируется новая всемирная натуропатическая система, основу которой составляют западная медицина прошлого и традиционные системы врачевания народов мира, пересматриваемые с позиций современной науки. Среди этих систем Аюрведа, пожалуй, в наибольшей степени способна стать отправной точкой для такого синтеза.
Она располагает необычайно широким спектром методов лечения, в том числе относящихся к алхимии — особой медицинской и духовной традиции. Индийская медицина имеет много общего как с китайской, так и с европейской медициной и поэтому часто оказывается той основой, на которой возможно объединение их принципов. Мы можем обнаружить, что многое из того, что необходимо для оздоровления планеты и вступления в новую эру всемирного единства, уже содержится в этой системе, вероятно, древнейшей из всех систем врачевания.
История Аюрведы
История Аюрведы
Слово «Аюрведа» в буквальном переводе означает «наука жизни». Это исконная индийская система врачевания, корни которой уходят в глубокую древность. Ее основателями были те же великие провидцы и мудрецы, которые создали самобытные системы йоги и медитации. Аюрведа возникла как часть ведического знания — всеобъемлющей духовной науки, созданной для того, чтобы дать людям всестороннее представление о Вселенной, живущей в соответствии с единым законом. Ведическое знание включает в себя йогу, медитацию и астрологию; Аюрведа является ее ответвлением, в центре внимания которого находится физическое тело. Опираясь на ведическое знание во всей его глубине и широте, она разрабатывает и применяет принципы траволечения, диетологии, хирургии и физиотерапии с учетом психического и духовного аспектов.
Аюрведа — это благословенный дар целительства, полученный нами от просветленной ведической культуры. Астрономические данные, содержащиеся в ведических текстах, свидетельствуют о том, что ведическая система, в которую Аюрведа входит как составная часть, утвердилась в Индии еще до 4000 года до н. э., когда Солнце в момент весеннего равноденствия находилось в созвездии Ориона или Близнецов. Не так давно археологи обнаружили на морском дне у побережья индийского штата Гуджарат древний город Двараку, в котором жил Кришна и который, как гласит его жизнеописание, ушел под воду. Время жизни Кришны относится к последнему периоду ведической эпохи, а научные исследования позволяют датировать археологические находки в Двараке приблизительно 1500 годом до н. э. Таким образом, уже несколько тысяч лет назад Аюрведа считалась в Индии древней системой и занимала господствующее положение.
За свою длительную историю Аюрведа прошла несколько этапов развития. Вместе с ведической культурой она распространилась на восток до самой Индонезии, а на запад — до Греции, где под ее влиянием развилась подобная ей медицинская система. Позже Аюрведу широко использовали буддисты, которые внесли в нее много дополнений. Вместе с этой религией она проникла в другие страны, составив основу традиций врачевания в Тибете, Шри-Ланке, Бирме и оказав влияние на китайскую медицину. Многие из великих буддийских мудрецов (в частности, Нагарджуна — вторая по значению фигура после Будды в традиции Махаяны) были одновременно врачевателями, следовавшими в своей практике принципам Аюрведы, и авторами комментариев к классическим аюрведическим текстам. Таким образом, Аюрведа — это традиция, которую можно плодотворно использовать в условиях самых разных культур, эпох и климатических зон.
Сегодня Аюрведа, находящаяся на очередной стадии своего развития, адаптируется к условиям современного западного мира. Вкладом в этот процесс является и данная книга, в которой автор стремится показать применение фундаментальных и универсальных принципов Аюрведы к нашей жизни.
В процессе создания глобальной медицины, которой предстоит объединить лучшие достижения медицинских традиций всех стран, Аюрведе принадлежит важная роль. Сейчас формируется новая всемирная натуропатическая система, основу которой составляют западная медицина прошлого и традиционные системы врачевания народов мира, пересматриваемые с позиций современной науки. Среди этих систем Аюрведа, пожалуй, в наибольшей степени способна стать отправной точкой для такого синтеза.
Она располагает необычайно широким спектром методов лечения, в том числе относящихся к алхимии — особой медицинской и духовной традиции. Индийская медицина имеет много общего как с китайской, так и с европейской медициной и поэтому часто оказывается той основой, на которой возможно объединение их принципов. Мы можем обнаружить, что многое из того, что необходимо для оздоровления планеты и вступления в новую эру всемирного единства, уже содержится в этой системе, вероятно, древнейшей из всех систем врачевания.
История аюрведы
История аюрведы
Аюрведа гордится своей долгой историей, уходя корнями к ведическим временам более чем на пять тысяч лет назад. Никакая другая область науки не сохранила столь древние тексты, которые до сих пор используются в аюрведе.
Аюрведа упомянута в Ведах, упанишадах, Махабхарате, пуранах, тантрах и йога-шастрах. Она практиковалась и практикуется буддистами, джайнами, сикхами и индуистами и формирует базис тибетской медицины. Многие современные мастера, такие как Шри Ауробиндо, Свами Шивананда, Парамахамса Йогананда и другие, с уважением отзывались об аюрведе и рекомендовали ее изучение своим ученикам.
В странах древности (таких как Месопотамия и Египет) искусство исцеления болезней было прерогативой священнослужителей. Хотя священнослужители и жрецы, действительно, исцеляли тело, их основной обязанностью оставалась духовная работа с болезнью, поскольку религиозно-медицинская практика находилась во власти строгих религиозных установок. С этой точки зрения лечение физического тела всегда было следствием исцеления духа.
Вот возможные причины болезней, которые указывались жрецами: (a) наказание богов за совершенные грехи; (б) попадание под власть злого духа; (в) околдовывание, порча, сглаз. Древнейший текст Атхарваведы указывает необходимые мантры и заклинания, действенные в описанных выше случаях.
Подобно тому, как западная медицина основывается на традиции Гиппократа, аюрведическая доктрина является звеном древней цепи преемственности. Последователи традиции считают, что сам высший творец Брахма вдохновил мудрецов на составление Вед, частью которых является аюрведа. Поэтому ведические писания расцениваются как вечный источник знания. Таким образом, аюрведические писания – самые древние известные людям медицинские источники. Важнейший акцент ставится на то, что это знание должно быть использовано на благо человечества.
(основные тексты)
(дополнительные тексты)
"Законы Ману", "Законы Яджнявалкьи"
(часть эпоса "Махабхарата")
"Рамаяна", "Трипура Рахасья",
"Махабхарата", "Шримад Бхагаватам"
Вот имена знаменитых учителей аюрведы: Чарака, Сушрута, Вагбхата, Атри. Вместе с интенсивным изучением биологии и ботаники эти мастера в совершенстве владели йогой, которая является составной частью лечебной аюрведической практики. Аюрведа ориентирована на поиск баланса и гармонии человека и мира, в котором он живет. Основополагающий принцип аюрведы – профилактика важнее лечения.